• Контакты
  • Карта сайта
  • На главную
Все лучшее рядом
Главная страница Главная » Статьи » Наша история » Первый главный конструктор ПМУ
ПечатьВерсия для печати

Статьи

Наша история

Первый главный конструктор ПМУ

В бывшем Советском Союзе изготовление корабельных ПМУ освоил один из судостроительных заводов — «Красное Сормово». Мало того, его конструкторы развернули их проектирование. Бывший начальник цеха по изготовлению ПМУ (СМ-3) Ю. И. Анохин говорил: «Наш завод строит подводные лодки, а мы снабжаем их «ушами и глазами».

Все отечественные подводные лодки 2-го и 3-го поколений оснащены подъемно-мачтовыми устройствами, изготовленными заводом «Красное Сормово».

Начало этому промышленному направлению было положено 60 лет назад, в 1948 году. А 50 лет назад в системе Минсудпрома был назначен первый главный конструктор по судовым и подъемно-мачтовым устройствам. Им был начальник отдела судовых устройств КБ Анатолий Ильич Тумаков. Он родился в 1912 году в Варнавине. В 1933 году поступил в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет. Их институтский курс был примечателен тем, что в 1939 году дипломы инженеров получили такие в будущем известные организаторы судостроительного производства, как заместитель министра Судпрома Е. Н. Шапошников, член коллегии, начальник 1-го главка П. А. Черноверхский, главные конструкторы и строители судов, начальники отделов и цехов — С. А. Гольденберг, П. С. Жемчужников, Б. В. Забегалов, К. Н. Клинышкин, Ш. Х. Чурбангалеев, видные ученые научно-исследовательских и проектных институтов И. И. Африкантов, А. И. Кудрин, В. А. Сахаров.
Первый главный конструктор ПМУ

Трудовой путь А. И. Тумакова начинался на заводе с должности инженера — конструктора ОГК, затем руководителя группы (1944—1948 гг.), главного конструктора (1948—1954гг.) ОГК и начальника отдела судовых устройств ЦКБ-112 (1954—1957гг.).

С 1958 года он — главный конструктор по судовым и подъемно-мачтовым устройствам и одновременно — заместитель председателя первичной организации завода ВНИИТОС «Красное Сормово». Он автор ряда изобретений (по конструкции танка Т-34, подводной лодки XV серии, подводных лодок проектов 613 и 633), его конструкции нашли применение в насосах для баржи проекта 403, на буксире проекта 10, грузовом теплоходе проекта 11, землечерпалке проекта 12, крановом судне проекта 13, ледоколе проекта 16, пассажирском дизель-электроходе проекта 20, в танкере «Генерал Ази-Асланов». Среди его конструкций — буксирные и шлюпочные лебедки, рулевые машины, бензонасос.

В 1952 году за ледоколы «Дон» и «Волга» в числе 16-ти сормовичей Президиум АН СССР присудил А. И. Тумакову премию в области науки и техники имени известного волжского механика В. И. Калашникова. Его наградили медалями и орденом «Трудового Красного знамени» (1963г.). И самое главное, он пользовался уважением среди специалистов-механиков и авторитетом у конструкторов и производственников. У него учились молодые инженеры, он стоял у организации нового производственного направления завода.

Подъемно-мачтовые устройства на заводе «Красное Сормово» начали проектировать и строить в первые послевоенные годы (1948г.). С организацией ЦКБ-112 был создан сектор специализированного проектирования. Это подразделение в 1960—61 годах разработало чертежи мачтовых устройств для 6 проектов подводных лодок первого поколения, затем начали разрабатывать чертежи для 2-го и для 3-го поколений. В разные годы начальниками секторов в отделе были А. Н. Кудрин, Б. Б. Клячкин, П. И. Благин, В. Н. Орнадский, В. А. Кряжев, а главными конструкторами — А. И. Тумаков, К. А. Шустиков и А. Б. Акинчиц.

Почти все подъемно-мачтовые устройства отечественных подводных лодок второй половины XX столетия спроектированы и изготовлены в Сормове. Объем работ был настолько большим, что первоначально намеревались создать специализированное конструкторское бюро («КБ-М»), но ограничились созданием специализированного отдела в ЦКБ-112.

Начальник цеха Ю. И. Анохин вспоминает о 60-х годах прошлого столетия: «На заводе изготовлялось ежегодно 75—80 комплектов ПМУ. Каждый месяц изготовляли и отправляли на заводы строители 7—9 комплектов для новых подводных лодок. За 1969 год изготовлено и отправлено на другие судостроительные заводы 102 комплекта ПМУ».

Для изготовления такого количества устройств пришлось построить новое здание цеха, освоить новые технологии, разработать и освоить ряд новых программ для ЭВМ, подготовить задание на разработку новой марки стали и добиться ее промышленной поставки. К проектированию ПМУ пришлось привлечь специалистов двух отделений (2-го и 3-го) ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, в том числе профессоров, докторов технических наук, выпускников Горьковского корфака С. И. Девнина и А. И. Кудрина.

Особо следует отметить, что конструкторы ЦКБ «Лазурит» никогда не пренебрегали возможностью принять участие в стендовых испытаниях, испытаниях перед сборкой и наладкой, а цеховые технологи всегда по-деловому относились к просьбам и требованиям конструкторов и помогали внедрять новые материалы, новые сборки и передовые технологии. Практически ПМУ, изготовленные на заводе, не имели серьезных замечаний и нареканий заказчика в процессе эксплуатации их на флоте. И в этом немалая заслуга военных представителей на заводе: А. Д. Вислобокова, Е. И. Кулышева, В. Н. Блажугина, Н. Н. Федорова, В. И. Евсикова, Г. С. Асрияна, В. С. Бударова, В. П. Парамонова, А. А. Старогородского и В. А. Тюренкова.

Успехи пришли с годами, но основа их закладывалась в первых комплектах, разрабатанных под руководством А. И. Тумакова — первого главного конструктора подъемно-мачтовых устройств, яркого представителя кораблестроителей предвоенных лет… Они обеспечили развитие новых направлений в промышленности, в том числе и производство ПМУ на заводе «Красное Сормово».

Наверх
   Информационное наполнение
© 2008-2015 ООО «Регион-ИНФО»